Сочинение 'Раскройте понятие обломовщины в романе И.А. Гончарова Обломов'

Нейросеть:
«Обломовщина» — одно из ключевых понятий, бросающее глубокую тень на весь роман И.А. Гончарова «Обломов». Оно представляет собой феноменальную леность, апатию и социальное бездействие, воплощенные в личности главного героя — Ильи Ильича Обломова. Этот мир колеблется между снами и былью, между бездействием и мечтами о «светлом» будущем, которое никогда не наступает.

В первую очередь, обломовщина пронизывает каждую клеточку души Обломова. Она начинается с его представления о жизни, которая, по сути, является цепью бесконечных ожиданий и откладываний на потом. Это мужское бездействие проявляется уже в первой сцене романа: Обломов на протяжении всей только что прошедшей первой половины дня не покидает диван, проявляя полное равнодушие к действительности вокруг. Он предпочитает видеть мир глазами мечтателя, для которого жизнь в движении — это ненужное беспокойство. Добившись лишь удобства и покоя, Обломов погрязает в самолюбовании и нежелании что-либо изменить.

Обломовщина — это не просто личный порок одного человека, но и социальный диагноз времени. Это один из самых выразительных портретов застойного мирка российской дворянской жизни середины XIX века, когда медлительность и пассивность проявлялась не только в личной, но и в общественной жизни. В мечтах об идеальной жизни Обломов постоянно уедет в свое родное поместье Обломовка — в этот символ беззаботного, увядшего мира, где время словно остановилось, и куда не доплывают волны прогресса и перемен.

Сравнивая Обломова с его антиподом Штольцем, Гончаров ясно выделяет трагизм обломовщины, как отсутствие желания добиваться цели, стремиться вперед. Штольц, будучи энергичным и целеустремленным человеком, использует каждый момент для действий, для создания чего-то нового, а его жизненная философия — быть в движении. Его жизненная активность контрастирует со стоячей водой существования Обломова, обнажая одно из главных противоречий романа.

Однако, Гончаров не только критикует «обломовщину», но и демонстрирует патологическую природу этого состояния, исходящего из опыта главного героя, из безынициативного воспитания и псевдоаристократических устоев, превалировавших в Обломовке. Обломов, словно растение, привычно пускает корни в уютной стагнации, не осмеливаясь пройти путь к свету. Гончаров создает уведомление о грядущей непригодности такой жизни; показано суждение о том, что настоящая жизнь требует не только мечтаний, но и действий.

Таким образом, обломовщина не имеет границ и обличий. Это болезнь души, покрывающая своим плащом все окружающее, и Гончаров в своем романе мастерски воссоздает это состояние, позволяя читателю не только почувствовать, но и осознать его губительное влияние. Через судьбу Обломова, писатель говорит нам, что мир ждет от нас активности и готовности к переменам, и стоит лишь шагнуть вперед, как пространство, стиснутое обломовщиной, откроет брешь, ведущую к настоящей жизни.