Чиновники в «Мёртвых душах»
Нейросеть:
Чиновники в "Мёртвых душах" Н.В. Гоголя представляют собой яркий портрет бюрократической среды и выпиюще циничного отношения к своим обязанностям. Они воплощают в себе всю тяжесть российской бюрократии того времени, её неспешность, бездушие и коррумпированность.Каждый чиновник в произведении Гоголя - это маленькая вселенная из нелепостей, предрассудков и частных интересов. Их мироустройство зиждется на толстых папках с бумагами, несметных бумажных армиях, которые скромно называются "делами". Человек, приходящий в это царство бумаг, становится малым винтиком в огромной машине и часто теряет своё лицо и внутренний свет.
Возьмем, к примеру, Петра Ивановича Чичикова, который своим намерением скупить "мёртвые души" обманом, ясно демонстрирует всю муть и затхлость чиновничества. Чиновники в романе охотно идут на сделку, размыкая папки и выдавая ухмылки, не задумываясь о моральной стороне вопроса. Для них документы – это нечто, что лежит вне этических категорий. Они нисколько не интересуются ни судьбой умерших крестьян, ни их семьями, ни даже праведностью своих действий; всё, что для них важно – это обкладочные доходы.
Примером чиновничьего равнодушия является и Иван Антонович Кувшинное Рыло, секретарь, мудрый, как старая змея. Он непреклонен подобно скале, двухсмысленен в помыслах и действиях, как закоренелый преступник, завернувшийся в мантию закона. Его психологический портрет превосходно отображает всю безобразную ситуацию в государственном устройстве: суверенная независимость каждого чиновника, заторможенность системы и её неспособность к прогрессивным изменениям.
Гоголь создает уникальные образы, в которых напряжённая бюрократическая повседневность граничит с фарсом, и тем самым ставит перед читателем вопрос: что является истинным в этом мире бумаг и чинов? Может быть, сами "мёртвые души" только средство обнажить то мертвечину, что поглотила живых? Эта трагическая сатира обнажает корень зла, проливает свет на бессмысленные и порой абсурдные законы, в которых люди становится лишь расходным материалом на огромной шахматной доске государства.
В "Мёртвых душах" чиновники предстают перед нами не просто гротескными фигурами; это символы целого времени, системы и мировоззрения, удерживающие в своих неживых объятиях светлое будущее. Тех самых мёртвых душ, в конечном итоге, оказывается больше, чем на первых страницах романа, и это безусловно главная метафора произведения.