Сочинение Шарик и Шариков в романе М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Нейросеть:
Михаил Афанасьевич Булгаков – один из самых загадочных и противоречивых русских писателей XX века. Его творчество, пронизанное сатирой, фантасмагорией и глубоким философским смыслом, до сих пор вызывает бурные дискуссии и споры. Роман "Собачье сердце" – одно из наиболее известных и знаковых произведений писателя, в котором через гротескную историю превращения собаки в человека автор поднимает целый ряд актуальных социальных, политических и моральных вопросов. Ключевыми персонажами романа, безусловно, являются Шарик и Шариков – два образа, тесно связанных друг с другом и представляющих собой своеобразное отражение эпохи и ее противоречий.Шарик – бездомный пес, подобранный профессором Преображенским в подворотне. До операции – это существо, лишенное имени и положения в обществе, скиталец, борющийся за выживание и мечтающий о теплом месте и сытом желудке. Его взгляд на мир прост и незамысловат: голод, холод, жестокость окружающих людей. Шарик – это олицетворение униженного и оскорбленного существа, не имеющего прав и перспектив. Он наблюдает за жизнью москвичей, подмечает их пороки и слабости, но при этом сохраняет в себе некую наивность и простодушие. Он радуется еде, теплу и доброму слову, и его преданность своему спасителю, профессору Преображенскому, безгранична.
Операция, проведенная профессором, становится поворотным моментом в жизни Шарика. Ему пересаживают гипофиз и семенные железы умершего Клима Чугункина – пьяницы, хулигана и балалаечника. В результате этой сложной хирургической манипуляции пес превращается в человека – Полиграфа Полиграфовича Шарикова. И вот тут-то и начинается самое интересное.
## Рождение Шарикова Феномен советского человека
Шариков – это не просто собака, ставшая человеком. Это гротескное и карикатурное воплощение "нового человека", порожденного революцией. Он – продукт эксперимента, неудачный эксперимент, но, тем не менее, вполне реальный. Шариков унаследовал от Клима Чугункина не только физические черты, но и его привычки, наклонности и мировоззрение. Он пьянствует, сквернословит, хамит, ворует, доносит и всячески нарушает общественный порядок. Шариков – это олицетворение невежества, грубости и моральной деградации.
В нем нет ничего человеческого, кроме внешнего облика. Он не способен к состраданию, сочувствию и пониманию. Шариков воспринимает мир исключительно с потребительской точки зрения. Он хочет только брать, не отдавая ничего взамен. Он требует себе квартиру, еду, одежду и развлечения, считая, что имеет на это полное право. Он уверен в своей правоте и не признает никаких авторитетов. Шариков – это опасный и непредсказуемый элемент общества, способный на любую подлость и низость.
Шариков становится карикатурой на советскую власть, которая пытается воспитать "нового человека" из необразованной и озлобленной массы. Он – символ бездуховности и морального разложения, которые, по мнению Булгакова, являются неизбежным следствием революционных перемен.
## Профессор Преображенский Творец и его творение
Профессор Филипп Филиппович Преображенский – выдающийся хирург, занимающийся омоложением. Он – интеллектуал, эстет и приверженец старых порядков. Преображенский – человек высокой культуры и морали, который ценит образование, интеллект и хорошие манеры. Он презирает нищету, грязь и невежество. Преображенский – сильная и властная личность, привыкшая к уважению и подчинению.
Он проводит эксперимент по превращению Шарика в человека из научного интереса и желания доказать свою гениальность. Он не думает о последствиях и не осознает всей ответственности, которую берет на себя, создавая нового человека. Преображенский уверен в своей правоте и считает, что имеет право вмешиваться в естественный ход вещей.
Он наивно полагает, что сможет воспитать из Шарикова полноценного члена общества, однако очень скоро понимает, что его эксперимент потерпел крах. Шариков – это не человек, а чудовище, порожденное его гордыней и самонадеянностью. Преображенский осознает свою ошибку и решает вернуть все назад.
## Конфликт мировоззрений Столкновение старого и нового
Конфликт между Преображенским и Шариковым – это не просто конфликт между учителем и учеником, а столкновение двух разных мировоззрений, двух эпох. Преображенский – представитель старой интеллигенции, приверженец старых ценностей и традиций. Шариков – порождение новой, советской эпохи, с ее революционным духом, уравниловкой и презрением к прошлому.
Преображенский пытается привить Шарикову культуру, образование и хорошие манеры, но все его усилия тщетны. Шариков не способен понять и оценить красоту искусства, глубину науки и ценность моральных принципов. Он предпочитает слушать балалайку, пить водку и сквернословить. Его интересуют только материальные блага и власть.
Шариков становится инструментом в руках Швондера и других представителей домового комитета, которые используют его невежество и злобу в своих целях. Они натравливают Шарикова на Преображенского, стремясь отобрать у него квартиру и власть. Конфликт между Преображенским и Шариковым перерастает в открытую вражду, которая заканчивается тем, что профессор вынужден провести обратную операцию и вернуть Шарикову его первоначальный облик.
## Шариков и Швондер Символы новой власти
Швондер – председатель домового комитета, типичный представитель советской бюрократии. Он – серый, невзрачный человек, лишенный индивидуальности и собственного мнения. Швондер – фанатичный сторонник революции и преданный слуга партии. Он считает своим долгом бороться с "буржуазными пережитками" и устанавливать "новую справедливость".
Швондер использует Шарикова в своих целях, подстрекая его против Преображенского и других "врагов народа". Он видит в Шарикове орудие для достижения своих корыстных целей. Швондер – символ серости, невежества и фанатизма, которые, по мнению Булгакова, являются основными чертами советской власти.
Взаимоотношения Шарикова и Швондера – это карикатура на союз между невежественной массой и демагогами, которые используют эту массу в своих целях. Швондер представляет собой тип деятеля, который готов пойти на любую низость ради достижения власти и положения в обществе. Он – символ опасности, которая исходит от бездумного следования идеологии и пренебрежения моральными принципами.
## "Собачье сердце" как сатира на революцию и социальный эксперимент
Роман "Собачье сердце" – это острая и беспощадная сатира на революцию и социальные эксперименты, которые проводились в Советской России в 20-е годы XX века. Булгаков показывает, что попытки насильственного изменения человеческой природы и переустройства общества приводят к катастрофическим последствиям.
Автор высмеивает стремление советской власти создать "нового человека" из необразованной и темной массы. Он показывает, что бездуховность, невежество и злоба, присущие Шарикову, являются результатом революционных перемен и утраты моральных ориентиров.
Булгаков предостерегает от опасности бездумного следования идеологии и пренебрежения моральными принципами. Он показывает, что любые социальные эксперименты должны проводиться с осторожностью и осознанием ответственности за их последствия.
"Собачье сердце" – это не просто сатирический роман, а глубокое философское размышление о природе человека, о добре и зле, о свободе и ответственности. Это предупреждение о тех опасностях, которые подстерегают общество, отказавшееся от своих духовных и моральных ценностей.
В заключение можно сказать, что образы Шарика и Шарикова – это два зеркала, отражающие разные стороны одной и той же эпохи. Шарик – это символ униженного и оскорбленного человека, а Шариков – гротескное воплощение "нового человека", порожденного революцией. Конфликт между Преображенским и Шариковым – это столкновение двух мировоззрений, двух эпох. Роман "Собачье сердце" – это острая и беспощадная сатира на революцию и социальные эксперименты, которые проводились в Советской России в 20-е годы XX века, заставляющая задуматься о вечных вопросах человеческого бытия. Шарик, вернувшийся в собачью шкуру, – это не победа, а скорее признание невозможности насильственного переустройства человеческой природы и трагический итог безумного эксперимента. Он остается бродячим псом, но, возможно, с пониманием того, что иногда лучше оставаться собой, чем превращаться в чудовище, пусть и в человеческом обличии. И в этом, возможно, заключается главный урок романа "Собачье сердце".