Сочинение Сравнение Чацкого и Молчалина, 'Горе от ума'

Нейросеть:
Александр Сергеевич Грибоедов создал бессмертную комедию "Горе от ума", которая не только живописует нравы московского общества начала XIX века, но и ставит вечные вопросы о чести, долге, свободе, и роли личности в истории. В центре этого произведения находятся два антагониста – Александр Андреевич Чацкий и Алексей Степанович Молчалин. Они представляют собой два совершенно разных типа личности, две противоположные жизненные философии, два возможных пути развития России. Сравнение этих персонажей – ключ к пониманию глубины замысла Грибоедова и актуальности его комедии для современности.


Чацкий – это пламенный трибун, бунтарь и правдоискатель. Он носитель новых, прогрессивных идей, которые идут вразрез с устоявшимися порядками "фамусовского общества". Он искренен, прямолинеен, остроумен и не боится высказывать свое мнение в лицо. Его речь – это поток сарказма и критики по отношению к лицемерию, чинопочитанию, невежеству и рабской психологии, царящим в обществе.

Молчалин же – полная противоположность Чацкому. Он тих, скромен, услужлив и молчалив, как и говорит его фамилия. Он воплощает собой тип человека, который добивается успеха не благодаря своим достоинствам и талантам, а благодаря умению прислуживать, угождать и молчать в нужный момент. Его кредо – "умеренность и аккуратность", а цель – "дойти до степеней известных".

Основное противоречие между Чацким и Молчалиным заключается в их отношении к миру и обществу. Чацкий стремится изменить общество, бороться с несправедливостью и невежеством. Он верит в силу разума, в необходимость свободы и просвещения. Молчалин же стремится приспособиться к существующему порядку, извлечь из него выгоду и сделать карьеру. Он не видит смысла в борьбе и считает, что лучше "подслужиться" и "угодить".

Эта идейная борьба проявляется в каждом их диалоге, в каждой их реплике. Чацкий высмеивает молчалинское преклонение перед чинами и богатством, его готовность унижаться перед вышестоящими. Молчалин же не понимает чацкой "горячности" и прямолинейности, считая, что это только вредит ему.


Роль, которую играют Чацкий и Молчалин в обществе, также диаметрально противоположна. Чацкий – изгой, "умник", который не находит понимания и поддержки. Его считают сумасшедшим, потому что он говорит правду, которую никто не хочет слышать. Он одинок в своем стремлении изменить мир и не готов поступиться своими принципами ради признания общества.

Молчалин же процветает в "фамусовском обществе". Он умело использует свои качества, чтобы завоевать расположение Фамусова и других влиятельных людей. Он постепенно продвигается по служебной лестнице, не привлекая к себе внимания и не вызывая подозрений. Он – идеальный слуга, который всегда готов выполнить любой приказ и никогда не высказывает своего мнения.

"Фамусовское общество" отторгает Чацкого, потому что он представляет для него угрозу. Его критика разоблачает лицемерие и пороки этого общества, его свободолюбие и независимость пугают его представителей. Молчалина же, напротив, принимают и ценят, потому что он укрепляет устои этого общества, поддерживает его традиции и не представляет никакой опасности.


Сфера личных отношений также становится полем столкновения между Чацким и Молчалиным. Чацкий страстно любит Софью, дочь Фамусова, и надеется на взаимность. Он видит в ней умную, образованную и независимую девушку, способную понять его идеи и разделить его взгляды. Однако, Софья не отвечает ему взаимностью. Ее привлекает Молчалин, который искусно играет роль влюбленного, хотя на самом деле преследует лишь корыстные цели.

Любовь Чацкого – искренняя и бескорыстная. Он готов ради Софьи на все, но не готов поступиться своими принципами и убеждениями. Любовь Молчалина – расчетливая и лицемерная. Он ухаживает за Софьей только потому, что она дочь влиятельного человека, и это может помочь ему в карьере. Он не испытывает к ней никаких искренних чувств.

Выбор Софьи – это еще один пример того, как "фамусовское общество" отвергает все новое и прогрессивное и предпочитает ему старое и привычное. Софья не способна оценить глубину и искренность чувств Чацкого. Она ослеплена внешним лоском и притворством Молчалина.


Язык и стиль речи Чацкого и Молчалина – это еще одна важная характеристика, которая показывает их различие. Чацкий говорит ярко, образно, остроумно и саркастично. Его речь наполнена афоризмами, крылатыми выражениями и цитатами. Он использует язык как оружие, чтобы разоблачить лицемерие и невежество "фамусовского общества".

Молчалин говорит тихо, скромно и осторожно. Его речь лишена яркости и оригинальности. Он использует стандартные фразы и клише, чтобы не привлекать к себе внимания и не сказать ничего лишнего. Его язык – инструмент приспособления и угождения.

Сравнение языка и стиля речи Чацкого и Молчалина показывает, насколько различны их личности и цели. Чацкий говорит, чтобы быть услышанным и понятым, Молчалин молчит, чтобы не навредить себе.


Чацкий и Молчалин – это не просто литературные персонажи, это символы двух противоположных начал в русской жизни. Чацкий – это символ прогресса, свободы и стремления к идеалу. Молчалин – это символ консерватизма, рабства и приспособленчества.

Эти образы бессмертны, потому что они отражают вечные проблемы русского общества: конфликт между личностью и обществом, борьбу между новым и старым, выбор между свободой и рабством. Имена Чацкого и Молчалина стали нарицательными, обозначающими определенные типы личности, которые можно встретить в любой эпохе.

Комедия "Горе от ума" и сегодня актуальна, потому что она ставит вопросы, которые до сих пор не нашли своего решения. Кто прав: Чацкий, стремящийся изменить мир, или Молчалин, стремящийся приспособиться к нему? Каким должен быть путь развития России: путем революции или путем эволюции? Эти вопросы остаются открытыми и требуют постоянного осмысления.