Счастье – заслуга или случайный дар? По 'Евгению Онегину' А.С. Пушкина и 'Юноне и Авось'

Нейросеть:
Тема счастья, как вечный огонь, неустанно горит в сердцах и умах человечества. Её отблески мы находим в древних мифах, философских трактатах и, конечно же, в произведениях искусства. Вопрос о природе счастья – заслужено ли оно, добыто ли упорным трудом, или же это лишь мимолетный подарок судьбы, случайная удача – занимает центральное место в русской литературе, раскрываясь в многообразии характеров и сюжетных линий. Рассмотреть эту дилемму мы можем, обратившись к двум знаковым произведениям: роману в стихах Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин" и рок-опере Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского "Юнона и Авось". Эти произведения, разделенные временем, жанром и стилем, предлагают различные, но в то же время перекликающиеся взгляды на природу счастья, его достижимость и цену, которую приходится платить за его мимолетное касание.

Первый взгляд бросим на мир, созданный гением Пушкина, в котором перед нами предстает образ Евгения Онегина, человека, казалось бы, одаренного всем необходимым для счастья: богатством, умом, внешней привлекательностью. Тем не менее, он несчастлив. Его хандра, разочарование в жизни, апатия к окружающему миру – это не просто модная поза, а глубоко укоренившаяся в нем экзистенциальная тоска. Онегин не ищет счастья активно, он скорее отталкивает его, отвергает предлагаемые судьбой возможности. Он отказывается от любви Татьяны, видя в ней лишь наивную провинциалку, неспособную удовлетворить его утонченные вкусы. Он убивает на дуэли Ленского, совершая поступок, который навсегда ложится тяжелым бременем на его душу. Онегин – это пример человека, которому счастье было предложено, но он сам от него отказался, сделав выбор в пользу внутренней пустоты и разочарования. Он не приложил никаких усилий, чтобы построить свое счастье, он плыл по течению, позволяя судьбе распоряжаться им, и в итоге остался один, проклиная свою жизнь. Отсюда возникает вопрос – было ли счастье Онегина потенциальным, но им нереализованным, или же он изначально был обречен на несчастье из-за своей внутренней неспособности к любви и состраданию? Ответ, вероятно, кроется в сочетании обоих факторов. Онегин обладал возможностями для счастья, но его личностные качества, его эгоизм и высокомерие, помешали ему воспользоваться этими возможностями.


Важно понимать, что Онегин – продукт своего времени, жертва аристократического воспитания, которое привело к развитию в нем скептицизма, равнодушия и презрения к обыденности. Он усвоил уроки светского общества, научился блистать остроумием, но не научился ценить искренность и глубину чувств. Его воспитание, безусловно, сыграло свою роль в формировании его характера и мировоззрения, но это не снимает с него ответственности за свои поступки и за свой выбор жизненного пути. В конечном итоге, Онегин сам избрал путь разочарования и одиночества. Он мог бы пойти другим путем, принять любовь Татьяны, попытаться построить с ней счастливую семью, но он этого не сделал. Он предпочел сохранить свою "свободу", которая обернулась для него лишь пустотой и тоской. Здесь мы видим, что счастье не приходит само по себе, его нужно добиваться, его нужно заслуживать. Требуется готовность к компромиссам, готовность открыться миру и другим людям, готовность жертвовать своим эго ради счастья любимого человека. Онегин оказался не готов к этому, и поэтому он остался несчастным. В финале романа мы видим его преображение, его запоздалое осознание своей ошибки, его отчаянную попытку вернуть Татьяну, но уже слишком поздно. Татьяна уже замужем и, несмотря на любовь, которую она по-прежнему испытывает к Онегину, она остается верной своему долгу и своему супругу. Онегин вновь упускает шанс на счастье, и на этот раз окончательно. Эта сцена подчеркивает мысль о том, что счастье не вечно, и что упущенные возможности редко возвращаются. Важно ценить каждый момент, важно принимать правильные решения, иначе можно навсегда лишиться возможности обрести счастье.


Перенесемся теперь в мир страстей и трагедий, воплощенный в рок-опере "Юнона и Авось". Здесь перед нами предстает история любви русского графа Николая Резанова и юной испанской девушки Кончиты. Их любовь – это яркая вспышка, мгновенное озарение, которое переворачивает их жизни. Они встречаются, влюбляются друг в друга с первого взгляда и решают связать свои судьбы, несмотря на препятствия, разделяющие их: разную веру, культуру, расстояние. Резанов отправляется в Россию, чтобы получить разрешение императора на брак с Кончитой, но погибает в пути. Кончита ждет его долгие годы, оставаясь верной своей любви, но так и не дожидается его возвращения. История Резанова и Кончиты – это история о любви, которая преодолевает время и пространство, о любви, которая сильнее смерти. Но является ли эта любовь счастливой? На первый взгляд, кажется, что нет. Резанов погибает, Кончита остается одна, их мечта о совместной жизни не сбывается. Но если посмотреть на эту историю глубже, то мы увидим, что их любовь была все-таки счастливой, пусть и не в традиционном понимании этого слова. Они нашли друг друга, они испытали чувство, которое преобразило их жизни, они оставили след в сердцах друг друга навсегда. Их любовь – это пример того, что счастье не обязательно должно выражаться в долгих годах совместной жизни, в рождении детей, в материальном благополучии. Счастье может быть и мимолетным, но оно может быть настолько сильным и ярким, что оставит неизгладимый след в душе человека.


В "Юноне и Авось" ключевую роль играет мотив судьбы. Встреча Резанова и Кончиты кажется не случайной, а предначертанной свыше. Их любовь – это часть большего замысла, который им не дано понять. Они лишь инструменты в руках судьбы, которые должны сыграть свою роль в истории. В этом контексте вопрос о счастье приобретает новый смысл. Если наша жизнь предопределена, если все наши поступки и решения заранее определены судьбой, то можем ли мы говорить о счастье как о заслуге? Или же счастье – это просто случайный дар, который может быть дан или не дан нам по воле судьбы? "Юнона и Авось" не дает однозначного ответа на этот вопрос. С одной стороны, любовь Резанова и Кончиты кажется предначертанной судьбой, с другой стороны, их выбор – любить друг друга, несмотря на препятствия, – это их личная заслуга. Они могли бы избрать другой путь, отказаться от своей любви, но они этого не сделали. Они боролись за свое счастье, даже зная, что оно может быть недостижимо. В этом заключается трагизм и величие их любви. Они осознавали, что их счастье зависит не только от них, но и от внешних обстоятельств, от воли судьбы, но они не сдавались и продолжали верить в свою любовь.


Оба произведения, "Евгений Онегин" и "Юнона и Авось", показывают, что счастье не дается даром. За него приходится платить, иногда очень высокую цену. В "Евгении Онегине" Онегин платит за свое счастье одиночеством и разочарованием. Он упускает возможность построить счастливую жизнь с Татьяной и в итоге остается один, проклиная свою судьбу. В "Юноне и Авось" Резанов и Кончита платят за свое счастье разлукой и смертью. Они любят друг друга, но им не суждено быть вместе, и их любовь заканчивается трагически. Эти примеры показывают, что счастье не всегда является абсолютным благом. Иногда оно сопряжено с потерями и жертвами. Иногда за счастье приходится платить слишком высокую цену, и вопрос заключается в том, стоит ли это счастье той цены, которую приходится за него платить. Ответ на этот вопрос каждый человек должен дать сам себе. Нет универсального рецепта счастья, нет гарантии того, что, добившись счастья, мы будем счастливы. Но это не значит, что не нужно стремиться к счастью. Наоборот, стремление к счастью – это естественное стремление человека, которое движет им вперед, заставляет его совершать великие дела, творить и любить.


Александр Сергеевич Пушкин и Андрей Вознесенский поднимают важный и актуальный вопрос о природе счастья, о его достижимости и цене. Их произведения, "Евгений Онегин" и "Юнона и Авось", предлагают различные, но в то же время перекликающиеся взгляды на эту проблему. "Евгений Онегин" показывает, что счастье – это не просто случайный дар, а результат собственных усилий. Онегин сам упустил свою возможность обрести счастье, сделав выбор в пользу эгоизма и равнодушия. "Юнона и Авось" показывает, что счастье может быть предначертано судьбой, но даже в этом случае необходимо бороться за него, даже зная, что оно может быть недостижимо. Оба произведения подчеркивают, что счастье не дается даром, и что за него приходится платить. Но, несмотря на трагичный финал, "Юнона и Авось" вселяют надежду на то, что любовь сильнее смерти, и что даже кратковременное счастье может быть бесценным. В конечном итоге, и "Евгений Онегин" и "Юнона и Авось" призывают нас к тому, чтобы мы ценили каждый момент своей жизни, чтобы мы не упускали возможности обрести счастье, и чтобы мы были готовы бороться за него, несмотря на все препятствия. Эти произведения напоминают нам о том, что счастье – это хрупкое и мимолетное явление, которое требует постоянного внимания и заботы. И только тогда, когда мы будем помнить об этом, мы сможем приблизиться к пониманию его истинной природы и обрести его в своей жизни.