Сочинение лишние люди в творчестве Лермонтова и Пушкина

Нейросеть:
Тема «лишних людей» занимает особое место в русской литературе XIX века, яркими представителями которой являются Михаил Юрьевич Лермонтов и Александр Сергеевич Пушкин. Эти два гения по-новому осмысляют тип человека, чьи внутренние противоречия и социальные обстоятельства делают его чуждым окружающему миру.

Михаил Юрьевич Лермонтов в романе «Герой нашего времени» создает образ Печорина — глубокую и многогранную личность, оторванную от общества. Печорин — человек умный, образованный и проницательный, однако его отличает внутреннее одиночество, непонимание и неудовлетворенность жизнью. Он не находит себе места ни в обществе светских людей, среди которых он держится подчеркнуто холодно и цинично, ни среди простонародья, к которому относится зачастую с презрением. Печорин никому не верит и не испытывает глубоких чувств, он чужд окружающим и, в конечном итоге, самому себе. Лермонтов мастерски показывает трагедию человека, который, обнаружив свою внутреннюю пустоту, не может обрести гармонию ни с собой, ни с миром.

Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин» также обращается к теме лишнего человека. Его герой, Евгений Онегин, подобно Печорину, разочарован жизнью и скучает от бессмысленных развлечений высшего света. Онегин представляет собой тип молодого аристократа, у которого есть все, но который не находит счастья ни в чем. Сопоставляя жизнь Онегина с судьбами людей других сословий, Пушкин показывает несоответствие между возможностями и реальными жизнями таких людей. Онегин не чужд страстям и переживаниям, однако его попытки изменить свою судьбу оказываются бесплодными. Онегин обречен на одиночество и внутреннюю опустошенность, что делает его классическим примером лишнего человека.

Оба писателя раскрывают тему лишнего человека через призму внутреннего мира своих героев. Печорин и Онегин обоих символизируют трагическое сознание личности, которая осознает свою ненужность обществу и обречена на вечные поиски смысла жизни. Лермонтовский Печорин действует более решительно, стремясь испытать жизнь на прочность и попытаться найти свое место в этом мире, тогда как пушкинский Онегин скорее пассивен, он погружен в собственные размышления и постепенно утрачивает инициативу к действию.

Таким образом, тема лишних людей в творчестве Лермонтова и Пушкина отражает глубокие противоречия общества той эпохи и вечные вопросы человеческого существования. Через образы Печорина и Онегина авторы передают трагедию неспособности найти гармонию с окружающим миром и самим собой, что делает эти произведения актуальными и в наше время.