Сочинение, почему Свидригайлов и Лужин являются отражением Раскольникова
Нейросеть:
В романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" персонажи Свидригайлов и Лужин представляют собой своеобразные зеркала для главного героя, Родионa Раскольниковa. Они помогают глубже раскрыть его внутреннюю борьбу и сложную душевную архитектуру.Свидригайлов, богатый и аморальный человек, воплощает и крайнюю степень цинизма, и беспросветную тьму, куда мог бы скатиться Раскольников, не обратись он к признанию своей вины и пути покаяния. Образ Свидригайлова полон скрытых смыслов и метафор. Он живет без моральных устоев, погружаясь в разврат и бесчестье, что единственное его беспокоит - это чувство бессмысленности и пустоты существования. И хотя в его поступках нет места идеям о справедливости или нравственных принципах, он семантически связан с философией Раскольникова о "слишком сильных людях", которым дозволено преступать через моральные нормы.
В противовес Раскольникову, который находится в постоянной духовной борьбе и отчаянно ищет смысл, Свидригайлов демонстрирует абсолютное тип сознания, лишенное идеалов. Он находится в состоянии внутреннего разложения, продолжается в безысходной погоне за мгновенными наслаждениями. Эта внутренняя пустота и неспособность к искренним чувствам подводит Свидригайлова к трагическому финалу, совершению самоубийства. Раскольников мог перегибаться в ту же крайнюю аморальность, что его двойник, если бы окончательно отверг гуманитарные ценности и основал свою жизнь на циничном гедонизме.
С другой стороны, Лужин представляет собой более прагматичный и расчетливый оттенок той же морали. Он утверждает, что богатство и статус могут оправдать любое поведение. Его желание выгодного брака с Дуней заставляет нас увидеть в нём явную антиутопию Раскольникова. Лужин олицетворяет ту опасную идеологию, что соблазняет интеллекты, видящие в прогрессе конечную цель без оглядки на мораль. Он беззастенчиво использует людей ради собственной выгоды, выступая сторонником экономического эгоизма.
Лужин, стремящийся сохранить свой внешний лоск и респектабельность, это своего рода другая версия "сильного человека" Раскольникова – человека, который придерживается своих корыстных целей, скрываясь за фасадом благопристойности. В нём видно, к какой опасной черте может привести последующая рационализация собственной исключительности.
Таким образом, Свидригайлов и Лужин предлагают нам два различных, но взаимосвязанных пути: полное самоисключение из общества и моральное разложение или же эгоистический, расчётливый путь достижения целей, использующий других людей. Оба персонажа подчеркивают различные аспекты и тональности философии Раскольникова о сверхчеловеке, демонстрируя, какие формы могло бы принять его мышление при разных условиях и личностных выборах.
Контрастируя свои действия и судьбы с персонажами Свидригайлова и Лужина, Раскольников приходит к истине, что истинное преодоление себя и возвысение возможно только через признание ошибок, раскаяние и духовное возрождение. Важно отметить, что эти два отражения помогают рассмотреть, насколько глубоко и многослойно было внутреннее противоречие и развитие главного героя.